Ученые отвергли идею путешествия через червоточины

Сотрудник РУДН и его бразильские коллеги поставили под сомнение концепцию использования стабильных червоточин в качестве порталов к различным точкам пространства-времени. Результаты их исследований были опубликованы в Physical Review D. Червоточины — довольно избитое клише в научной фантастике. Червоточина, или «кротовая нора», это своего рода туннель, соединяющий отдаленные точки в пространстве или даже две вселенные, посредством искривления пространства-времени.

Теоретически, такой туннель мог бы провести из одной точки пространства в другую, минуя фактическое преодоление расстояния между ними. Роман Конопля, физик РУДН, оценил возможность таких межзвездных путешествий.

Возможно ли путешествие через червоточину?

«Наша надежда на существование этих экзотических объектов основывается на том факте, что уравнения Эйнштейна позволяют червоточинам быть их решением. Однако, чтобы через червоточину можно было пройти и чтобы она не схлопнулась из-за гравитационного эффекта, сила отталкивая в узком месте червоточины должна быть чрезвычайно высокой», говорит Роман Конопля.

Обычно физики-теоретики предлагают два варианта для силы отталкивания: концентрация темной энергии или вакуумные флуктуации квантовых полей в узком месте. Оба решения довольно необычны и требуют определенной степени воображения и оптимизма для дальнейшего развития.

В 2011 году греческие и немецкие ученые обнаружили, что силу отталкивая можно объяснить и не вводя новые поля или необычные типы материи. Согласно их расчетам, отталкивание возможно получить в результате квантовых поправок теории Эйнштейна, мотивированных теорией струн в приближении низких энергий (так называемая теория Эйнштейна-Гаусса-Бонне с дилатоном). Если червоточина окажется устойчивой к незначительным временным и пространственным колебаниям, это будет перспективная теоретическая модель, основанная на фундаментальной теории струн.

«Некоторые предварительные исследования зарубежных коллег, похоже, указывают на возможность такой стабильности. Однако мы подтвердили, что червоточина в соответствии с теорией Эйнштейна с квантовыми поправками является критически нестабильной. Очевидно, что такая нестабильная система не может существовать в природе, поскольку любая реакция с окружающей средой будет приводить к ее разрушению. К сожалению, математические расчеты показывают, что у нас до сих пор нет теоретически непротиворечивой модели червоточины без экзотических допущений», говорит Конопля.

guest